Земля полнится не только слухами, но и огромными богатствами, и именно рассказы о них, которые передаются из уст в уста, зачастую помогают обнаружить сокровища. Так произошло и с золотом: все массовые разработки начинались со случайной находки, слухи и домыслы о которой приводили на место раскопок всё новых и новых искателей кладов. Первая российская золотая лихорадка тоже началась с рассказов о легендарном богатстве, и в Томскую губернию, будущий Кузбасс, съехались старатели со всех концов страны, которые хотели разбогатеть и не боялись трудностей – так же, как герои программы Discovery Channel «Золотая лихорадка», исколесившие Америку в поисках сокровища.
В топонимическом словаре Кемеровской области говорится, что название столицы Кузбасса могло произойти от двух слов: «кемер» (крутой берег), или «комур» (уголь). Версия имеет право на жизнь – хотя Кузбасс уже много лет удерживает звание самого богатого угольного бассейна страны, в Западной Сибири есть не только топливо, но и драгоценности. Именно сибирская золотая лихорадка породила множество слухов и легенд, из-за которых туда до сих пор стекаются любители лёгкой наживы.
Первое российское золото нашёл на Урале в 1745 году рабочий самоцветного рудника Ерофей Марков, а первое сибирское золото в 1828 году обнаружил на реке Сухой Берикуль крестьянин Егор Лесной. О том, что он нашёл килограммовый самородок, узнали купцы Андрей и Федот Поповы, которые приехали в Сибирь добывать золото - они тут же застолбили участок Егора для добычи, а за ним и десятки других на Сухом и Мокром Берикуле, притоках Кии, Салаирском кряже, в Красноярском, Ачинском, Канском и Нижнеудинском округах. Прииски открывали там, где находили хотя бы горстку золота, и за полвека старатели добыли в Сибири больше пятисот тонн, но больше всех повезло Гавриле Машарову. Старатель из Канска, найдя свой первый прииск в 1836 году, баснословно разбогател: он построил в тайге дворец со стеклянными галереями, фабрику по производству бархата и заказал себе медаль императора тайги весом в 10 килограммов. Мотовство разорило Машарова, и он погиб от рук кредиторов, но под его хоромами нашли богатейшую жилу, давшую почти 13 тысяч тонн золота.
Где находится дворец таёжного императора, не известно до сих пор, но это не единственная золотая легенда Кузбасса. Например, говорят, что рядом с Липовым островом в Новокузнецком районе скрыто почти 500 тонн легендарного колчаковского золота, которое помощники адмирала спрятали в скалах у посёлка Кузедеево. Поисками клада под реликтовыми чёрными липами энтузиасты занимаются до сих пор, хотя исторические факты говорят, что Колчак и его армия никогда в этой части Кузбасса не были. Однако легенда жива, как и предание жителей Горной Шории о скальном разломе напротив пещеры Колчака – считается, что он образовался в XV-XVI веках, когда глава шорцев, Кузедей, выстрелил из лука в гору, чтобы туда отправились враги племени и пропали навсегда. Но самая, пожалуй, известная легенда рассказывает о гигантской Золотой бабе, которую называют ещё и Сибирским фараоном. О статуе, изображающей старуху с ребёнком, было известно со времён фландрийского географа Герарда Меркатора, изобразившего её на своих картах, скандинавская «Сага об Олаве Святом» тоже рассказывала об идоле, называя его сокровищем племён бьярмов, Золотая баба упоминалась и в русских летописях 1396 года - Сибирского фараона селили то за Вяткой, то у устья Оби, но есть ли он вообще или был, не известно.
Верить в кузбасские предания или нет – личное дело каждого, но стоит учесть, что среди них есть легенда о летающей собаке: по поверью, в крепости Кузнецка в XIX веке пушки смазывали сметаной, чтобы ядра лучше скользили по жерлам, и в одно из орудий забралась голодная собака. Её не заметили, и когда пушка выстрелила, животное вылетело и с лаем понеслось над городом. Это не может быть правдой хотя бы по законам физики, но в Новокузнецке до сих пор находятся люди, которые утверждают, будто ту летающую собаку видели их прабабушки и прадедушки.
Как и у представителей любых других профессий, у старателей есть свои приметы, и многие из них не меняются веками – например, все искатели золота и других драгоценностей знают, что копать лучше всего в дождливую погоду. Удачи не будет, если перед раскопками поругаться с кем-то из родных, помыть лопату или не положить в карман самую удачную свою находку в качестве приманки.
Первая находка должна быть никчёмной – если сразу попадётся что-то стоящее, остальные поиски будут пустыми; искатели не надевают на себя найденные драгоценности и не разговаривают, пока копают. На прииске нельзя ругаться нецензурными словами, потому что так можно разозлить Земляного Дедушку, и он не отдаст невежливому старателю золото. Чтобы задобрить этого духа, его нужно благодарить за каждую находку, а перед раскопками баловать мелкими монетками или сладостями, закапывая дары в землю. Найти клад легче всего в Новый Год и на Пасху, но самое удачное время для поисков – 23 мая, день памяти апостола Симона Зилота, чьё имя в старину связывали со словом «золото». Есть у искателей сокровищ много заговоров, и все они направлены на то, чтобы приманить успех.
В деле, где главную роль играет удача, роль примет столь велика, что иногда истории о тех, кто их не соблюдает, превращаются в легенды. В американском штате Аризона есть Горы Суеверия: по преданию, там ещё со средних веков живёт племя индейцев хохокам, и сокровища хранят души умерших старейшин, которые уходят в Нижний мир через священный грот – место, где золота больше всего. В 1846 году немец Якоб Вальтц по прозвищу Голландец нашёл этот грот и унёс оттуда самородков на 7 миллионов долларов, пообещав индейцам хранить их тайну, но слова не сдержал. С тех пор всех, кто осмеливался попытать счастья в Горах Суеверий, находили погибшими, и последними стали трое старателей из Юты – пропали они в 2010 году, а нашли Кёртиса Мериворса, Ардина Чарльза и Малколма Минкса только в 2011, так что старинная легенда, что бы за ней ни скрывалось, остаётся в силе. Правда, никакие злобные духи не пугают тех, кто сделал все ставки в жизни на поиски сокровищ – как героев программы Discovery Channel «Золотая лихорадка»: Хоффманы пустились в погоню за богатством, распрощавшись с офисной работой после кризиса 2008 года, и с Клондайка опытному старателю Тодду пришлось уехать ни с чем на орегонскую шахту Хай Бар, а вот новичок Паркер Шнабель, который знал старательское дело только по рассказам деда, нашёл в Калифорнии золота на 1,5 миллиона долларов. Каролинская и Калифорнийская лихорадки, знаменитый на весь мир Клондайк: три команды старателей колесят и по Америке уже не первый год и побывали везде, где хоть раз находили золото их предшественники, но удача улыбается не каждому.
Клады ищут и в наши дни, и, хотя люди занимаются этим скорее для развлечения, чем для прибыли, у них тоже есть свои суеверия: плохой приметой считается забыть какую-то мелочь, потому что именно эта вещь и понадобится в первую очередь, а если оставить дома что-то действительно нужное, дело пойдёт хорошо – конечно, если это не металлодетектор. Его, кстати, надо тщательно чистить в отличие от старательской лопаты, которая должна оставаться в грязи для гарантии успеха. Перед тем, как поехать на место, где будут идти поиски, нельзя меняться находками, тогда копарю не повезёт. Копарями, копщиками или камрадами современные кладоискатели называют друг друга, клюшкой – металлоискатель, а копом – сам процесс поиска или место, которое сначала надо «обнюхать» - тщательно проверить металлодектором, а потом обыскать – «выбить». Если коп хороший и на нём годами попадаются интересные находки, это «поле чудес», а если плохой – «порожняк», и вещи там «убитые», в плохом состоянии.
Всё, что найдено на копе, называется хабар и делится на разные группы, каждая из которых имеет своё определение: какалики – это сильно заржавленные монетки, рыжьё – золото, курицы – елизаветинские монеты с орлом, чешуя – допетровские, сибирки – сибирские монеты с изображением соболя. Черниной называют находки из чёрных металлов, кониной – части лошадиной упряжи, кепками – пробки из фольги для уксуса и масла шестидесятых годов, а сопуткой – вещи, найденные на копе, но не относящиеся к какой-то группе, вроде пряжек и старых котелков.
Например, фраза «Аборигены сказали, что на распашке есть ништяки, дискрим у моего МД что надо, нанюхал конины в годном сохране, пытался фискарём поковырять, а там только сопутная жбонь и полный фарш» означает: «Местные жители сказали, что на распаханном поле можно отыскать что-то интересное, мой детектор хорошо различает цветные металлы, и я нашёл хорошо сохранившуюся лошадиную упряжь, попробовал копать лопатой Fiskars, но больше не нашёл ничего достойного, только старую утварь и какие-то обломки».
Чтобы жбони было меньше, а сохрана больше, опытные поисковики на сетевых форумах советуют новичкам не торопиться, внимательно слушая сигналы металлодетектора, не бояться искать на новом месте, не забывать о пропитании, воде и средствах навигации и не нарушать правил и законов – в частности, не копать в местах расположения памятников истории и архитектуры. Кстати, любой найденный клад, согласно Гражданскому кодексу РФ, нельзя присвоить полностью, о находке нужно сообщить, и копщик может рассчитывать максимум на половину стоимости клада, а вот если ценности найдут кладоискатель-наёмник или археолог, они не получат ничего. Что же касается добычи золота, в России оно принадлежит государству, и разработки ведутся только легально, а промышленники год от года наращивают темп: например, сейчас Кузбасс с уровнем добычи золота около одной тонны в год входит в первую двадцатку по России, но в ближайшие три года власти региона намерены добраться как минимум до десятого места в рейтинге и увеличить добычу в 3,5 раза.