Современные золотоискатели Сибири

По данным 2016 года[1], Россия находится на третьем месте в мире по добыче золота — опережают её только Китай и Австралия. Среди пяти крупнейших золотоносных регионов страны лидирует Красноярский край — именно здесь добывают 20% всего драгоценного металла и работают крупнейшие в мире золотодобывающие компании. Частная же золотодобыча в регионе запрещена — как и на всей территории России. Впрочем, не исключено, что в скором времени правительство всё же примет закон, разрешающий индивидуальное старательство, и любой желающий сможет составить конкуренцию героям проекта Discovery Channel «Золотая лихорадка», присоединившись к гонке за драгоценным металлом.

Исторически сложилось

Золотая лихорадка пришла в Россию в 1828 году — даже раньше, чем в Калифорнию или на Аляску. В 1830-х годах купцы Поповы открыли ряд крупных месторождений в Сибири, в том числе и в Красноярском и Минусинском округах Енисейской губернии и в Ачинском уезде. Находили золото и на реке Бугаче, и на Афонтовой горе. Велась добыча и на территории современного зоопарка Красноярска «Роев ручей», который обязан своим современным названием именно первым старателям, которые рыли и мыли в ручье золото. Массовая добыча драгоценного металла способствовала развитию Красноярска: в городе появилась телеграфная станция, публичная библиотека, открылось пароходное сообщение по Енисею, а также школы и музеи. Были в Красноярске и свои знаменитости: так, Н. Ф. Мясников изготавливал визитные карточки из чистого золота, каждая стоимостью больше пяти рублей — а это по тем деньгам 16 килограмм осетровой икры. Миллионера Гаврилу Машарова и вовсе прозвали «таёжным Наполеоном» за то, что он заказал себе золотую медаль с надписью «Император всея тайги». Гавриле же принадлежал настоящий дворец со стеклянными галереями, розовыми садами и оранжерей, где выращивались ананасы.

Буква закона

Сенатский указ 1812 года «О предоставлении права всем Российским подданным отыскивать и разрабатывать золотые и серебряные руды с платежом в казну подати» четко определял положение всех золотоискателей Российской Империи и регламентировал взаимоотношения частных лиц и государства. Взамен на разрешение вольные старатели платили налог в казну. В зависимости от округа он варьировался в разные годы от 5% до 35%, а кроме того, существовали и дополнительные взносы за транспортировку, сплав и содержание казачьей стражи. В 1902 году разработку месторождений приравняли к другим отраслям цветной металлургии, и добытчики стали платить налог от размера прибыли, а не от общей выручки. Такое положение дел просуществовало до середины прошлого века, когда в 1954 году добыча золота кустарным способом была запрещена.

В последние годы на разных уровнях активно обсуждается легализация частной золотодобычи и демократизация законов «О недрах» и «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». По задумке, заниматься вольным старательством сможет любой гражданин Российской Федерации, зарегистрировавшийся в качестве индивидуального предпринимателя и получивший бесплатную лицензию. При этом участок, который ему выделяется, не может относиться к промышленным, а суммарные запасы металла не должны превышать 10 килограмм. Накладываются ограничения и на механику добычи: нельзя будет проводить взрывные работы, привлекать технику и оборудование, а также копать глубже, чем на пять метров. Законопроект пока не разработан до конца и проходит согласование в министерствах и ведомствах, однако весной 2016 года Минприроды уже разрешило предпринимателям добывать золото на Колыме. Возможно, если опыт Магаданской области окажется успешным, изменения придут и в Красноярский край, и на Дальний Восток, и в другие регионы Сибири и Крайнего Севера.

Золотой полдень. XXI век

Пока власти на разных уровнях обсуждают судьбу частного старательства, современными золотоискателями Сибири по закону могут быть только промышленники — компании или предприятия. Всего на территории края разведано около 300 коренных и россыпных месторождений, а основные запасы располагаются в Северо-Енисейском и Мотыгинском районах. Крупнейшим месторождением Красноярского края остается Олимпиадинское, известное еще с 1975 года. В начале 2000-х годов с приходом промышленной компании прииск получил новую жизнь и активное развитие: в 2014 году он вошел в двадцатку крупнейших рудников мира, заняв восьмое место в списке[2]. Ежегодно Олимпиадинское месторождение дает порядка 22 тонн золота, при том что общая годовая добыча в регионе составляет 47,2 тонны, а по России в целом — примерно 290 тонн[3]. На втором месте среди красноярских месторождений находятся Советское и Эльдорадо, где поднимают 4 тонны металла, на третьем — Васильевское. Как бы ни сложилось дальнейшее развитие частной — да и промышленной — золотодобычи в регионе, он навсегда останется одним из старейших в России. Это отражено даже в гербе города, появившимся еще в 1851 году — лев, который в одной руке держит серп, а в другой лопату — главный инструмент золотоискателя.

Поделиться с друзьями