Ритуальные практики народов мира

Мёртвое умереть не может — эта биолого-физическая аксиома не требует доказательств. Зато оно может ненадолго ожить — или же просто «не до конца умереть». Речь идет не о зомби, а об ушедших людях, которым некоторые народы мира искусственно пытаются продлить жизнь и даже — в буквальном смысле слова — достают их из-под земли.

Веками у разных народов складывалось свое отношение к смерти, а вместе с ним и ритуальная практика. Кто-то просто погребал покойника, кто-то сжигал, а прах развеивал, кто-то отправлял в неизвестность на лодке или в ладье по волнам. Все эти обряды — возможность попрощаться с близким человеком навсегда, проводить его в последний путь. Однако многие народы оставляют своим умершим лазейки, возможность если не обмануть смерть, то хотя бы немного замедлить необратимые процессы. Самый яркий пример — это мумификация покойника, процесс, благодаря которому останки могут сохраниться на сотни или тысячи лет: так, в проекте «Неизвестная экспедиция: тайна саркофага» на Discovery Channel ученые обнаружили мумию верховного жреца, возраст которой — примерно 2500 лет. Рассказываем, какие еще нестандартные погребальные обряды существовали и существуют у разных цивилизаций.

Мумификация

Мумификация — один из самых известных примеров долгих прощаний с умершим, такие проводы в загробный мир могут растягиваться не то что на десятки лет, а на тысячелетия. Так, в ходе недавней экспедиции команда Discovery Channel спустилась вслед за исследователями в гробницы, где был обнаружен древнеегипетский саркофаг с прекрасно сохранившейся мумией верховного жреца, возраст которой эксперты оценили в 2500 лет. Помимо этого, была найдена еще одна мумия, древняя настольная игра и четыре нетронутых погребальных сосуда. Еще одна важная находка – загадочная восковая голова: вероятно, это слепок головы одно из верховных жрецов. Все эти уникальные объекты и ход их поисков будут показаны 13 апреля в 22:00 в программе «Неизвестная экспедиция: тайна саркофага» на Discovery Channel.

Мумификация — одна из самых необычных для западного взгляда ритуальных практик, ее история уходит корнями в очень далеко в прошлое. Примерно 8-10 тысяч лет назад к ней начали прибегать представители южноамериканской андской культуры чинчорро, но, конечно, наибольшую известность получили мумии Древнего Египта, где эта практика была важнейшим аспектом погребальной культуры. Египтяне верили, что для загробной жизни человеку обязательно нужно тело, поэтому обязательно нужно было сохранить его. Кроме того, согласно мировоззрению того времени, душа человека состояла из нескольких частей. Одна из них, Ка, символизировала жизненную силу, судьбу и характер человека, и после смерти она оставалась в теле, питаясь подношениями. У фараонов Ка также отвечала за силу, поддерживающую мировой порядок, поэтому правителей мумифицировали особенно тщательно, ведь согласно верованиям, от состояния их тел напрямую зависело благополучие народа. За многие века египтяне достигли невероятных высот в искусстве мумификации, однако основные принципы всегда оставались примерно одинаковыми: через разрез в самом низу живота вынимались все органы, кроме сердца (оно было нужно покойнику, чтобы положить его на чашу весов на суде Осириса), тело обрабатывали благовониями и пальмовым маслом, набивали льняной тканью, песком или глиной, туго пеленали и ставили на 70-80 дней в натровый щелок. После этого мумию перемещали в гробницу или, если это был бедняк, отдавали родственникам.

Манене

Каждые три года на индонезийском острове Сулавеси проходит настоящий парад смерти: тораджи, народ, населяющий остров, эксгумируют своих умерших родственников и устраивают в их честь фестиваль «Манене», что переводится как «церемония очищения тел умерших». Тела достают из «могил» — отверстий, проделанных в каменной скале, — просушивают на солнце, очищают, причесывают, приводят в порядок, насколько это возможно, и наряжают в новую одежду. После этого покойников проносят — или же подхватывают под обе руки и «проводят» — по улицам. При этом атмосфера фестиваля совсем не макабрическая: это действительно праздник воссоединения с родными и близкими, люди много фотографируются, позируют для изумленных туристов, улыбаются и радуются.

Манене

Важной частью Манене считается реставрация не только тел, но и гробов: их тоже обязательно ремонтируют или при необходимости меняют, поскольку иначе процессы разложения будут идти гораздо быстрее. В конце дня покойников укладывают обратно в гроб и отправляют на законное место — в нишу, выдолбленную в скале: такой необычный способ захоронения также призван замедлить разложение тел. Кстати, если у семьи недостаточно денег, чтобы купить такую пещеру, гроб просто подвешивают на стене скалы. Для фестиваля Манене не имеет значения, как давно умер человек — три или тридцать три года назад: ему все равно отдают дань памяти, подчеркивая таким ритуалом связь между миром живых и миром мёртвых. Иностранцев такие культурные практики, конечно, шокируют, нередко их даже называют варварскими или чудовищными, однако тораджи просто чтут предков как привыкли и как умеют — для них, наоборот, дико закапывать близкого человека в землю и оставлять его там навсегда.

Фамадихана

Похожая традиция существует и на Мадагаскаре и называется она фамадихана, что переводится как «переворачивание костей». Эта практика известна еще с XVII века, но и сегодня она остается важной частью культуры местного населения, которое верит, что прародители — это посредники между людьми и богом. Поэтому дух предков здесь особенно почитается, а живые потомки и вовсе считаются просто временным продолжением тех, кто уже умер. К тому же человек не может перейти в иной мир, пока его тело полностью не разложилось, и чтобы духу было не так скучно и тоскливо дожидаться этого момента, родственники раз в год на несколько часов «воскрешают» его, давая возможность пообщаться со всей семьей.

В отличие от манене у фамадиханы нет определенной общей для всех даты: для каждой семьи ее индивидуально высчитывает астролог или знахарь. Это обязательно должна быть среда с июня по октябрь (когда погода сухая и жаркая) спустя как минимум год после погребения — иначе тело просто не успеет высохнуть. В назначенный день тело извлекают из склепа и несут на циновке к заранее построенному помосту во дворе дома, где оборачивают его в новый дорогой саван из шелка. При этом очень важно соблюдать ряд правил: нельзя плакать, обращаться к покойнику по имени, показывать на него пальцем, класть его на землю. Вообще плакать нельзя на протяжении всей церемонии: полагается веселиться, смеяться, танцевать, рассказывать умершему все новости о семье и о мире — в целом вести себя как при встрече с дорогим человеком после долгой разлуки.

В фамадихане обязательно должны участвовать все родственники умершего, в том числе и дети, которым рассказывают о покойнике, каким он был, чем запомнился — так передается память поколений. После продолжительного застолья, на котором присутствуют даже приглашенные музыканты и артисты, тело относят обратно в склеп: правда, класть его на прежнее место нельзя, поэтому подыскивается новое. Циновку, на которой переносили тело, разрывают на части и раздают людям как оберег и символ счастья и удачи. В следующий раз обряд можно проводить через семь лет — этого времени как раз хватает, чтобы накопить денег на подобающее торжество.

Минхунь

В 1949 году власти Китая законодательно запретили проводить определенный вид свадьбы — отныне гражданам не разрешается заключать посмертные браки. Такая традиция, известная еще с древних времен, называется минхунь и считается неотъемлемой частью культуры в некоторых регионах страны, особенно в провинции Шаньси. Основное население здесь — крестьяне, которые живут поверьями и представлениями прошлого, а их религиозные взгляды встречаются на стыке даосизма и культа предков. Чтобы человек, ушедший в загробный мир, мог действительно помогать своим близким, у него обязательно должен быть спутник — муж или жена, поскольку только пара может образовать гармонию единства инь и ян. В древности же помимо мифологического контекста было и вполне практичное обоснование: младший брат не мог жениться раньше старшего, поэтому, если тот умирал холостым, в роду уже не мог появиться законный наследник. Тогда и проводился обряд минхунь: семья искала мертвую невесту, желательно подходящую по статусу, эксгумировала ее, играла пышную посмертную свадьбу и хоронила «молодоженов» уже в одной могиле.

Сегодня минхунь остается частью традиционной культуры, и жители отдаленных провинций проводят его, хотя он и объявлен незаконным. За невесту, как и полагается на обычных свадьбах, платится солидный выкуп, а если быстро подыскать подходящий вариант не удается — ее могут просто выкрасть (то есть выкопать). Такая практика была очень распространена еще несколько лет назад, да и сегодня полиция периодически ловит посредников, которые берутся найти подходящий вариант и доставить его заказчику. Впрочем, обряд постепенно становится все более декоративным: вместо настоящих тел используют соломенных или бумажных кукол, которых по окончании церемонии бракосочетания сжигают.

Эксгумация

Не всегда выкапывание покойников происходит по религиозным причинам: иногда мотивы бывают вполне утилитарными. Так, в последние десятилетия в Греции из-за урбанистического бума и концентрации основного населения всего в двух городах — Афины и Салоники, — а также из-за экономического кризиса в стране резко подорожали участки на кладбище: земли просто не хватает на всех. Поэтому, даже купив место, родственники получают его как бы в аренду: тело может лежать в земле не больше трех лет, после чего начинает взиматься очень высокий ежегодный налог. Если у семьи нет денег, покойника эксгумируют, кости промывают и отправляют в общественный склеп. Хранение останков там тоже стоит денег, но сумма уже не такая заоблачная.

В склеп могут приходить родственники — пообщаться с духом умершего или попросить священника освятить останки, однако это тоже стоит денег. Если не хватает средств даже на склеп, то кости просто сбрасываются в общую могилу к десяткам тысяч других. Рациональным выходом могло бы стать кремирование, но православная церковь в Греции выступает резко против этого. Сами крематории официально были разрешены в стране в 2006 году, однако до сих пор не было построено ни одного, и грекам приходится ездить проводить ритуал в соседние страны — например, в Болгарию. Пока власти пытаются построить крематорий, ситуация, кажется, обострилась до предела: многие просто не забирают тела из моргов, поскольку не могут оплатить похороны.

Поделиться с друзьями