Говорят, что счастье не в деньгах, а в их количестве. Мгновенно разжиться суммой, которая позволила бы вести беззаботную жизнь – мечта тысяч и тысяч, но сбывается она у единиц. Однако мечтатели не оставляют попыток и в погоне за баснословными прибылями колесят по всему миру. Никакие преграды и чужие неудачи не могут отпугнуть тех, кто хочет разбогатеть - как и героев программы Discovery Channel «Золотая лихорадка», исколесивших не один штат в поисках самородков и россыпей.
На плоском сколе разлаписто горел уникальный самородок в
форме кленового листка размером со спичечный коробок, даже
проглядывались на нём лиственные прожилки, и корешок уходил в кварц.
Ю. Сергеев, «Самородок»
История золотодобычи в России ведёт отсчёт с 21 мая 1745 года. В этот день работник Екатеринбургского казённого завода, крестьянин Ерофей Марков, искал самоцветы для гранильной фабрики и в шурфе у реки Берёзки нашёл кварц с жёлтыми блестящими крапинками. О находке добытчик рассказал в Канцелярии Главного правления заводов, получил в награду 42 копейки и показал место, где обнаружил кварцевую жилу. История едва не довела рудознатца до острога, потому что золото на этом месте нашли лишь через два года, и Маркова подозревали в сокрытии клада. Началось строительство Шарташского рудника, который в начале 19 века переименовали в Первоначальный. Долгие годы Ерофей Марков трудился там, став штейгером – мастером рудничных работ.
За 160 лет рудник дал стране больше 3,5 тысяч пудов золота, и именно там родились выражения «хранить в кубышке» и «за семью печатями». Закрытую на замок крышку медного тяжёлого сосуда заливали сургучом, шесть гнёзд по бокам «кубышки» украшали императорские печати. Добыча на Урале стала настолько успешной, что долгое время каждый рубль содержал до 77 граммов золота, а резерв Российской империи был самым большим в мире: более 1300 тонн.
Дорога — она доведет до цели;
главное - не убиться в пути.
А. Иванов, «Золото бунта»
Хотя Кемеровская область не входит в число регионов-лидеров по добыче золота, развивалась она во многом благодаря тому, что люди ехали в Сибирь, чтобы его найти. О том, что в тайге золото есть, стало известно в 1828 году, когда некий крестьянин Егор Лесной нашёл килограммовый самородок на реке Сухой Берикуль. Вскоре об этом узнали верхотурские купцы Андрей и Федот Поповы, которые приехали в Сибирь добывать золото, но не знали, где его найти. Открыв тайну Лесного, купцы тут же застолбили участок для добычи, а за ним – десятки других на Сухом и Мокром Берикуле, притоках Кии, Салаирском кряже, в Красноярском, Ачинском, Канском и Нижнеудинском округах.
Находки исчислялись десятками тонн, и за полвека старатели добыли в Сибири больше 500,5 тонн золота. Когда стало известно о его гигантских запасах в тайге, геологи со всего мира стали искать причину такого богатства, и британец Ричард Мерчисон опубликовал свою статью о схожести горных пород Сибири и Калифорнии. До первой золотой лихорадки США оставалось всего десять лет.
Промысловый человек – совершенно особенный, и, куда вы его
ни суньте, он везде будет бредить золотом и легкой наживой.
Д. Мамин-Сибиряк, «Золото»
В добыче золота золотой середины нет – каламбур, конечно, не лучшего качества, но дело обстоит именно так. Большинство из тех, кто приезжал на прииски Сибири, работали за гроши в тяжелейших условиях, и с рудника у крестьян было две дороги – на каторгу или на тот свет. Купцы столбили участки, где находили хотя бы горстку золота. Если за ней следовали жилы и россыпи, владелец участка богател так, что не знал, куда девать деньги.
Больше всех повезло Гавриле Машарову. Старатель из Канска открыл в 1836 году богатейший прииск в Минусинском районе, а потом ещё десятки других и в буквальном смысле озолотился. Машаров построил на Покровской заимке дворец со стеклянными галереями и фабрику по производству бархата, заказал себе медаль императора тайги весом в 10 килограммов. Расточительного и почти разорённого «императора» кредиторы заперли в его дворце, он делал подкоп, стоя в ледяной воде, и умер от воспаления лёгких. В вырытой им яме под фундаментом нашли богатейшую жилу, давшую почти 13 тысяч тонн золота.
Однако самая желанная находка для старателя – самородок. Пока самый крупный из известных - австралийская плита Холтерманна с сотней килограммов золота, но большие куски золота находили и на русских рудниках. Самые известные – две «головы», бычья и баранья. «Бычью голову» нашли старатели Тархан и Белов, случайно споткнувшись о неё по дороге домой, на Есенинском кряже старатель Матюшкин нашёл «Баранью голову». А последней громкой находкой Сибири стало «Ухо дьявола», самородок весом в 6,66 килограммов, обнаруженный в пятницу, 13 июня 2014 года – тоже обычным рабочим.
Он не в силах был придумать, что можно сделать,
как взять хотя бы часть этого богатства.
Н. Задорнов, «Золотая лихорадка»
Добыча золота на Кузбассе стремительно развивается, самые перспективные - Тисульский и Таштагольский районы, Каштауская рудоносная площадь, участки Июньский, Фёдоровский-1 и Золотой, где разработка начнётся в ближайшее время. В основном используются два метода, шлиховый и рудничный. При шлиховом драга, многоковшовый речной экскаватор, выкапывает ямы глубиной до 20 метров и перемывает грунт. Сзади у драги две сваи, лебёдкой их поочерёдно поднимают и опускают, чтобы сделать шаг шириной в 1,5-2 метра по дну. Воду и грунт не просеивают только во время ледостава. В день находят не больше 300 граммов золота - так его добывают, например, рядом со Спасском и Междуреченском. При рудничном методе крупные куски породы отвозят на промышленные мельницы и чугунными шарами крошат в пыль. Её помещают в центрифугу, где отделяют золото от смешанных с ним минералов. Всего в мире 15 видов ископаемого золота, большинство нужно обогащать – золото смешивают с химикатами, отделяя его от других частиц.
Если страсть совершенно завладевает человеком,
она становится сама по себе доводом.
Э. Каттон, «Светила»
Термин «золотая лихорадка» миру известен в первую очередь в связи с окрестностями Аляски, но старатели мыли песок не только там и метались по стране несколько раз за историю Штатов. Первой остановкой стала Северная Каролина. В 1799 году сын фермера Конрад Рид нашёл в ручье рядом с домом булыжник, и три года Рид-старший подпирал им дверь сарая, пока не заметил блеск под стёршейся грязью. Ювелир подтвердил, что каждый день фермер ходил в коровник мимо самородка весом 8 килограммов. Семья забросила хозяйство, к поиску золота подключились соседи, а затем вся Северная Каролина и другие штаты. Золото в местных ручьях мыли 20 лет, и ещё 30 чеканили из него монеты.
В 1828 году в Джорджии фермер Бенджамин Паркс, охотясь у городка Наколсвилл, наступил на камень размером с яйцо. Через год в этих краях трудились более 15 тысяч старателей, и городок переименовали в Аурарию в честь латинского названия золота - aurum. Задолго до лихорадки в округе жили индейцы-чероки, но их земли продали старателям, а самих чероки выгнали в Оклахому. За полгода пути, известного как «тропа слёз», индейцы потеряли четверть племени, а когда кончилось золото, потеряла своих жителей и Аурария, став городом-призраком.
Другая судьба ждала эпицентр самой известной лихорадки США – калифорнийской. В 1848 году работник предпринимателя Джона Саттера Джеймс Маршалл нашёл золотой песок у его лесопилки на реке Американ. Сохранить находку в тайне не вышло - рабочие бросили Саттера и бросились искать золото. Лихорадка началась и продлилась 12 лет, население Калифорнии выросло более чем в 27 раз, а Сан-Франциско стал крупным городом. Искать золото приезжали не только американцы, и в 1850 году правительство США с помощью высокого налога ев превратило добычу золота в монополию.
Как аргонавты в старину, родной покинув дом,
Плывем, тум-тум, тум-тум, тум-тум, за золотым руном.
Лондон, «Смок Беллью. Смок и Малыш»
Лихорадка на Клондайке, как и все прочие, началась со случайной находки. В 1896 году индейцы-тагиши Чарли Доусон и Джим Скукум навещали сестру Скукума и её мужа, Джорджа Кармака, и во время рыбалки на притоке Клондайка, ручье Бонанза-Крик, нашли первый самородок. Кармак зарегистрировал на себя два участка по праву первооткрывателя, а на индейцев по одному, но тагиши были рады и им: в то время на сделки с индейцами шли неохотно. Эти наделы принесли троице сотни тысяч долларов, и старатели из соседнего городка Форти-Майл неустанно работали на реке почти год, пока новость не достигла большой земли. Лихорадка длилась более века, за это время с Аляски вывезли около 390 тонн золота. Удачи на Клондайке попытали и герои проекта Discovery Channel «Золотая лихорадка». Хоффманам после кризиса 2008 года пришлось распрощаться с местами в тёплом офисе и пуститься в погоню за золотом. По Америке три команды старателей колесят уже не первый год, но удача улыбается не каждому. Опытный золотоискатель Тодд Хоффман уехал с Клондайка ни с чем на орегонскую шахту Хай Бар, а вот новичок Паркер Шнабель, который знал старательское дело только по рассказам деда, нашёл в Калифорнии золота на 1,5 миллиона долларов.
Добыча жёлтого металла меняла не только судьбы и историю страны, но и моду. Именно для старателей Калифорнии баварский эмигрант Леви Страусс в 1953 году сшил первые джинсовые брюки с заклёпками, укреплявшими карманы: всё своё охотники за золотом носили с собой, потому что многие предпочитали не искать, а красть. Поиск золота - тяжёлый изнуряющий труд, который зачастую не приносит ничего, кроме разочарования, но по сей день старателей всего мира объединяет не только жажда наживы, но и мечта о лучшей жизни.
В конце концов, ради этого всё и делается.