Сибирская золотая лихорадка началась на территории современной кемеровской области в конце двадцатых годов XIX века и стала своеобразным толчком к массовой добычи золота на западе: британский геолог Родерик Мурчисон опубликовал заметку о схожести горных пород Сибири и Калифорнии. У первых сибирских старателей, в отличие от современных героев программы Discovery Channel «Золотая лихорадка», конечно, не было ни драг, ни навыков, ни специальных знаний — что не мешало им открывать целые золотоносные провинции и находить невероятные самородки.
Как и многие грандиозные события, история золотой сибирской лихорадки начиналась с одного человека. Крестьянин Егор Лесной обнаружил золото на реке Сухой Берикуль в Томской губернии, однако место своего прииска держал в секрете. Но уже в 1827 году слухи о невероятной находке сибирского старателя дошли до Урала, и через год сюда приехали купцы Поповы. Им удалось разговорить помощницу Лесного и узнать, где именно находится месторождение. В считанные месяцы они разведали в окрестностях крупнейшую и богатейшую золотоносную провинцию в Сибири — очень скоро появились прииски на Сухом и Мокром Берикуле, на притоках Кии, Салаирском кряже, в Красноярском, Ачинском, Канском и Нижнеудинском округах.
Гаврилу Машарова можно назвать настоящим любимцем фортуны. Он открыл более ста россыпей золота и стал богатейшим человеком в Сибири, нажив миллионное состояние. Он даже заказал себе медаль весом в девять килограмм — разумеется, из чистого золота. Надпись на ней гласила: «Гаврила Машаров — император всея тайги», за что старателя-миллионера окрестили таёжным Наполеоном. Однако бездумное расточительство привело к полному банкротству и разорению, а сам Машаров погиб, спасаясь от преследования кредиторов, зато легендарный прииск «Гавриловский», названный в его честь, за 20 лет дал почти 13 тысяч тонн драгоценного металла.
Впрочем, золото способно вскружить голову и современным старателям. Герои проекта Discovery Channel «Золотая лихорадка» вот уже семь лет пытаются разбогатеть на приисках Аляски и нередко попадают в ловушку собственных амбиций. В этом году Тодд Хоффман предпринимает самую большую авантюру в своей жизни и покидает Клондайк, чтобы отыскать крупные самородки в знаменитой орегонской шахте Хай Бар. Он уверен, что сможет добыть не меньше 5000 унций золота, однако первые же результаты заставляют задуматься: поездка, на которую он возлагает столько надежд, все больше становится похожа на фатальную ошибку.
10 января 1898 года Спасо-Преображенском прииске горной цепи Восточный Саян нашли самородок весом 31,6 кг, названный из-за характерной формы «Бычья голова». Он стал самой крупной находкой золотой лихорадки Красноярского края и занимает третье место среди всех самородков России. Старатели Тархан и Белов наткнулись на него случайно — по дороге домой они буквально споткнулись о валявшийся под ногами самородок. «Бычья голова» положила начало целому ряду невероятных сибирских находок: в том же году на прииске было обнаружено еще 13 крупных самородков. Полвека спустя в Красноярском округе нашли еще одну золотую «голову» — на этот раз баранью. 12 декабря 1946 года на прииске Герфед на Есенинском кряже старатель Матюшкин поднял самородок весом 7,6 килограмм, который сегодня хранится в Государственном хранилище Российской Федерации.
В наше время сибирским золотоискателям тоже есть чем поживиться: в 2014 году в пятницу, 13 июня иркутские старатели обнаружили самородок весом в 6,66 килограмм, поэтому название у находки самое что ни на есть мистическое — «Ухо дьявола». Примечательно, что приборы, отвечающие за обнаружение благородного металла, не распознали в нем золото и отсеяли как обычный камень. Обратил внимание на самородок простой рабочий, разравнивавший породу.