Эта история началась 27 сентября 1908 года на заводе Пикетт в Детройте, когда Ford Motor Company выпустила дебютную Жестяную Лиззи – Ford Model T, первый в мире серийный автомобиль с миллионным тиражом. Генри Форд сделал ставку на доступность, простоту и надёжность: именно эти черты спустя 40 лет получили в наследство машины F-серии, в том числе Ford F-150, безусловный фаворит любителей пикапов, чьи продажи на протяжении 40 лет были в лидерах в этом сегменте автомобилей. Его технические возможности оценили и герои программы «Турбодуэт» на Discovery Channel, превратив легендарный пикап фордовского концерна в неповторимый автомобиль повышенной проходимости.
На рынке пикапов США всегда была жёсткая конкуренция, и главными претендентами на первенство стали Ford, Dodge и Chevrolet. После Второй мировой войны начался подъём экономики, и пикапы, которые они производили, стали настоящим хитом – такие же прочные и надёжные, как привычные «виллисы», но не милитаризованные. Вся история победной F-серии концерна Генри Форда во многом обусловлена именно конкуренцией – стремясь обогнать соперников, инженеры непрерывно совершенствовали пикапы, которые остаются популярными и в наши дни.
Первой послевоенной моделью стал Ford Bonus Built 1948 года – он же F-Series Truck и F-1, добротный автомобиль на собственной грузовой платформе, который позиционировали как «рабочую лошадку». Эту черту пикап унаследовал от своего выпущенного 40 лет назад предшественника Model T, прозванного Жестяной Лиззи потому, что это была самая популярная лошадиная кличка, а машина фактически заменила её. Простые, утилитарные и актуальные для своего времени, F-1 пришлись к месту – первое поколение знаменитой серии Ford отметилось восемью моделями пикапов разной грузоподъёмности с задним приводом и опциональной установкой полного от компании Marmon-Herrington. Также в этом поколении производили фургоны и школьные автобусы, а в 1953 году настало время второго поколения, которое запомнилось переименованием модельного ряда (F-100 пришёл на смену F-1) и появлением ремней безопасности. Впервые стало возможным заказать автомобиль с 3-х ступенчатым автоматом, а любителям мощных моторов V8 стал доступен пикап с уже легендарным двигателем V8 Y-block.
Через 4 года сменилось третье поколение, получившее полный привод производства компании Ford, который пришел на смену Marmon-Herrington, и опцию установки радиоприёмника. В четвёртом поколении, в 1961 году, в порядке эксперимента были выпущены безрамные пикапы – один из немногих примеров провала серии. После слухов о возможной деформации дверей в 1964 году инженеры отказались от этой конструкции, но поколение отметилось и успехом: на переднюю ось вместо рессор стали ставить пружинную подвеску Twin-I-Beam, которая оказалась настолько удачной, что продержалась до 1996 года. Отличительными чертами пятого поколения пикапов F-Series стали усиление безопасности, рост мощности двигателей и разнообразие дизайна – от больших кабин и радиоприемников до заводского кондиционера.
В шестом поколении (1973-1979 годы) концерн Ford реабилитировался после провала с безрамными пикапами. В 1974 впервые появилась возможность заказать пикап с двойной кабиной, а в 1975 на рынке появился легендарный – «тяжёлая полутонка» с передними дисковыми тормозами, занявшая нишу между F-100 и F-250. Модель так понравилась клиентам, что заняла треть списка продаж в 1975 году, и этот успех определил будущее пикапа F-150 – без преувеличения, одной из любимейших моделей в США и одной из самых продаваемых. К седьмому поколению 1980-1986 годов вся серия получила новый кузов, а часть пикапов обзавелась независимой подвеской, четырёхступенчатым автоматом и восьмицилиндровым дизельным двигателем – правда, не первым дизелем в серии, такие моторы ставились на фордовские пикапы в Аргентине ещё в третьем поколении. В 1982 году «седьмой» F-150 получил фирменный овал на решётке, а «восьмой» обзавёлся пятиступенчатой механической трансмиссией, и в том же поколении был представлен вариант пикапа с полным приводом – F-150 SuperCab.
В 1992 году, когда сменилось девятое поколение пикапов, F-серия уже 10 лет оставалась лидером продаж в США. F-150 снова пережил редизайн, а в десятом – полное обновление, включая усовершенствованные двигатели. Потребители оценили апгрейд 1997-1999 годов: продажи подскочили до 900 000 экземпляров в том числе и потому, что производитель сделал ставку на повышение комфорта, превратив пикап из сельского транспорта в городской. Ещё более востребованным оказалось одиннадцатое поколение серии 2004 года, собравшее коллекцию всевозможных наград, в том числе Motor Trend’s Truck of the Year. У двенадцатого поколения, выпущенного в 2009 году, появилась фактурная решётка и грузовая платформа Styleside, но впереди бывший фермерский грузовичок ждали ещё более значительные перемены.
После 32 лет лидерства продаж на национальном рынке было выпущено тринадцатое поколение серии пикапов – в 2013 году концепт-кар Atlas показали на автосалоне в Детройте, а с конца 2014 начались массовые продажи обновлённых пикапов Ford F-150, получивших бензиновые турбомоторы 2.7 V6, шестиступенчатую автоматическую коробку передач и два варианта привода – задний и полный. В 2015 производители сменили материал кузова на алюминий, оставив стальной только несущую раму, в 2016 презентовали экстрим-версию Ford F-150 Raptor, а в 2017 году к образу пикапа с диодной светотехникой, встроенным трапом и экономичными моторами EcoBoost добавили ещё несколько деталей – в том числе мультимедийную систему с возможностью индивидуализации интерфейса. Однако и на этом усовершенствования не закончились – через 110 лет после выпуска Жестяной Лиззи концерн Форд презентовал новый вариант своего коронного пикапа.
Ford F-150 – уникальное явление: завоевав народную любовь в 1975 году, он удерживает её до сегодняшнего дня, не переставая удивлять поклонников. В мае дилеры Ford открывают приём заказов на первый в истории F-150 с дизельным турбодвигателем – как утверждают производители, самый экономичный в своём классе. Раньше дизели ставили только на «тяжёлые» пикапы вроде F-250 и F450, а остальные машины F-серии оснащали атмосферными, компрессорными и турбинными бензиновыми двигателями. У нового F-150 будет шестицилиндровый дизельный мотор, три типа кабины (Regular, Supercab и Supercrew), полный или задний привод, а ценовой порог, как ожидается, не превысит 30 тысяч долларов. Концерн Генри Форда по-прежнему старается совершенствовать модели, сохраняя их доступность и надёжность – судя по впечатляющим техническим характеристикам дизельного F-150, тринадцатое поколение пикапов вряд ли прервёт победную F-серию.
Оставаясь в лидерах продаж больше сорока лет, фордовские пикапы стали неотъемлемой частью мировой автомобильной культуры, и не только с потребительской точки зрения. Легендарный F-150 не раз становился предметом глубокого тюнинга, среди них – и герои проекта Discovery Channel «Турбодуэт», отец и сын ДеБерти. Эксперт мира тюнинга Даг и талантливый гонщик Брэд собирают уникальные машины и грузовики, в том числе и для гонок, в которых участвует ДеБерти-младший. Для турбодуэта кастомайзинг и гонки – это не работа, а образ жизни: Брэд выиграл ряд чемпионатов и теперь мечтает попасть в NASCAR. Чтобы это стало возможным, отец и сын пытаются вместе заработать деньги, делая самые удивительные автомобили и грузовики на рынке. Дагу и Брэду не в первый раз приходится принимать необычные решения, но настоящим вызовом для них стала история с F-150 – точнее, со спецверсией пикапа под названием F-150 Raptor.
Отец и сын решили стилизовать автомобиль под его «тёзку», американский военный самолёт F-22 Raptor – единственный в мире серийный истребитель пятого поколения, созданный Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics. Кастом-пикап решили назвать F-22 Raptor Тruck, и семейной команде предстояло подготовить его к авиационному шоу EAA Show всего за четыре недели. Срок не позволял отступать от графика даже при идеальных условиях работы, но сложности у Дага и Брэда начались ещё на этапе подготовки: вместо авто с полноценной четырёхдверной кабиной им привезли машину с полуторной, однако отступать было некуда, и турбодуэт приступил к работе. Брэд рассказал, что опыт их впечатлил – команда никогда не пропускает интересных проектов, и Ford F-150 Raptor стал именно таким:
«Моя работа в мастерской началась с четырёх карт Visa Gold и упорного труда – я в гараже больше 20 лет, а Брэд начал бывать там с тех пор, как научился ходить. Сроки бывают разными, от 30 дней до пяти месяцев, но нас интересует то, что мы еще не делали, и каждый автомобиль мы создаём в соответствии с тем, как видим ту или иную тему. От других нас отличает мощность, дизайн и оригинальность, и в том же F-22 Raptor Тruck это видно очень чётко. Нам с Брэдом нравятся пикапы – если мы имеем дело с Ford, то можем создать крутой автомобиль, о котором все будут говорить. Один из лучших примеров – наш DeBerti TERMINATOR 2005 года на базе Ford F350, который мы продали за $500 000.00, а для Брэда в повседневной жизни самое большое количество эмоций даёт Ford GT».
На пикап установили большие внедорожные колёса на новых дисках, а в кузове – стойку с двумя запасными колёсами и дополнительным топливным баком. Клиренс F-150 Raptor увеличили, на переднюю ось установили более производительные амортизаторы и рычаги подвески, а на заднюю – мощные рессоры, чтобы машина могла гнать по пересеченной местности и песчаным дюнам без вреда для подвески. На этом преобразования не закончились: у пикапа появились выхлопная система большего размера, автоматические пороги, расширители колёсных арок, защита радиатора и усовершенствованная тормозная система. Экстерьер тоже обновили – машину перекрасили в чёрный и серый цвета, на борт нанесли логотип F-22, а фордовский овал на решётке радиатора заменили силуэтом истребителя. Такие же мини-самолёты, но светящиеся, появились и на боковых зеркалах заднего вида, а в верхней части кабины – дополнительные фары. В ПТФ дуэт ДеБерти установил светодиоды, а в салоне – новые сиденья-ковши со спортивными многоточечными ремнями безопасности, в том числе вместо заднего дивана, который был в оригинальной версии пикапа. Герои успешно прошли проверку на прочность – авто было продано на аукционе в рамках шоу за $ 300 000, и такого не ожидал никто, даже сами ДеБерти. Как отец и сын переделывают другие авто и сможет ли Брэд воплотить свою мечту в жизнь и сесть в кресло пилота NASCAR – узнаете в программе «Турбодуэт» от телеканала Discovery Channel.