5 видов, которых спасли от вымирания

30 марта пройдет самая массовая экологическая акция в мире — Час Земли. Это знак неравнодушия к будущему планеты, однако человечество способно не только на символические, но и на конкретные шаги, которые приносят действительные результаты — например, останавливают вымирание видов.

Выживает наиболее приспособленный — так сформулировал главный принцип естественного отбора Чарльз Дарвин. Не сильнейший, а именно тот, кто мастерски умеет подстраиваться к окружающей среде, однако к агрессивному вмешательству людей не все животные способны адаптироваться. Уничтожение ареала обитания и браконьерство приводят к тому, что многие виды исчезают навсегда или оказываются на грани вымирания: так, по словам экспертов документального фильма Discovery Channel «Спасти тигра», за последние сто лет общая популяция тигров в мире сократилась в 25 раз, со 100000 до 4 000 особей. Полностью истреблены три подвида тигров, а оставшиеся шесть — в крайне уязвимом положении. Однако иногда людям все же удается переломить критическую ситуацию в последний момент. Рассказываем о видах, которые активистам удалось спасти от вымирания.

Коала

Коалы — один из символов Австралии: эти забавные сумчатые могут посоперничать по популярности с кенгуру. По оценкам Australian Koala Foundation, сегодня в дикой природе осталось меньше ста тысяч особей: уже в 2012 году правительство официально объявило коал уязвимым видом в штатах Новый Южный Уэльс и Квинсленд. Однако эти показатели не идут ни в какое сравнение с критическими темпами исчезновения коал, которое наблюдалось еще несколько веков назад.

Коала

Естественных врагов у коал никогда практически не было — лишь изредка на них нападали собаки динго, — поэтому до прихода на континент европейцев основной причиной массовой гибели коал были разве что эпизоотии: инфекционные болезни, широко распространявшиеся среди популяции (цистит, периостит черепа, конъюнктивит, синусит, пневмония). Конечно, аборигены тоже охотились на коал, но в разумных пределах — их промысел не угрожал статусу всего вида. Все изменилось после превращения Австралии в Британскую колонию: с конца XVIII до середины XX века истребление коал никак не ограничивалось, и за один только 1924 год было убито более 2 миллионов животных. Медлительные и доверчивые к людям, коалы были очень легкой добычей для охотников за их густым мехом: он пользовался спросом в качестве материала для ковриков, подкладок, муфт и для отделки женской одежды.

Фрэнк Уильям Мурхаус, морской биолог из Квинсленда и главный инспектор Департамента рыбного хозяйства и промысла Южной Австралии отмечал в 1934 году, что коал осталось всего 500-1000 особей — и это при том, что законодательный запрет на охоту вышел еще в 1927 году. Общественный протест против этой бойни стал одной из первых экологических инициатив, сплотивших население: была инициирована крупномасштабная государственная программа по переселению и реабилитации коал, среда обитания которых была уничтожена или значительно сокращена: животных перевозили в новые регионы, адаптировали, чтобы впоследствии вернуть их в прежний ареал. Так, к 1944 году с острова Квейл в материковые районы было выпущено около 1300 животных, а практика переселения коал стала обычным явлением. К 2000-м годам удалось полностью остановить исчезновение коал на континенте, которое до этого шло пугающими темпами.

Большая панда

Своя национальная эмблема из мира фауны есть и в Китае: бамбуковый медведь, больше известный как большая панда. Они бесспорно считаются любимцами всей нации, а за убийство панды может быть даже вынесен смертный приговор. Однако так было далеко не всегда. С древних времен панда была объектом охоты — слишком уж ценился ее красивый и густой мех. Демографический взрыв в Китае после 1949 года стал причиной сокращения среды обитания панд, а последующий голод запустил новую волну масштабной охоты на диких животных, в том числе панд. После китайской экономической реформы спрос на шкуры панд из Гонконга и Японии привел к незаконному браконьерству на черном рынке, а местные чиновники в то время, как правило, закрывали на это глаза.

Помимо антропогенного фактора на резкое сокращение популяции панд повлиял и их образ жизни: эти животные очень редко приносят потомство (раз в год-два), и выхаживают лишь первого детеныша. В природе такое воспроизводство позволяет избежать конкуренции за пищу, однако вкупе с агрессивным наступлением цивилизации это чуть было не привело к вымиранию всего вида. Чтобы остановить этот процесс, правительство КНР в 1958 году создало Национальный заповедник Волонг, но из-за нехватки опыта и знаний об экологии достичь значительных успехов не удалось. Многие считали, что лучший способ спасти панд — это посадить их в клетку. В результате панд содержали в неволе в совсем неподходящих условиях, из-за которых животные испытывали еще больший стресс.

Панда

Ситуация изменилась в 1990-х годах, когда были приняты законы касательно контроля использования огнестрельного оружия и переселения местных жителей подальше от заповедников. Вдобавок продолжал действовать запрет на охоту и шло активное насаждение лесов — благодаря этим усилиям и усовершенствованным методам сохранения дикие панды начали увеличивать популяцию. В 2006 году в Китае насчитывалось 40 заповедников для панд, тогда как в 1998 году — всего 13. Несмотря на то, что в 2016 году панды были переклассифицированы из исчезающего вида в «уязвимый», на сегодняшний день их насчитывается не больше 2500 особей, поэтому государственное управление лесного хозяйства Китая объявило, что не будет отказываться от полномасштабной государственной кампании по сохранению этих животных.

Амурский тигр

В России, несмотря на прочные стереотипы, животным-талисманом можно назвать не только медведя, но и тигра — во многом потому, что в Приморье находится один из последних естественных очагов обитания амурского тигра. Это не только самый северный, но и самый большой представитель своего подвида, хотя по численности популяции он заметно уступает бенгальским — тех насчитывается от 2500 до 3000 тысяч, а амурских особей осталось всего 540.

Руководитель отдела по сохранению редких видов Амурского филиала WWF России Павел Фоменко, главный герой проекта Discovery Channel «Спасти тигра», объяснил, что такое критическое снижение количества животных в дикой природе связано в первую очередь с браконьерством, которое приобрело особенно катастрофический размах в 1990-х годах из-за крайне сложной и нестабильной экономической ситуации в стране. Причем на черном рынке продавались не только шкуры, но и когти, клыки и внутренние органы животных: они традиционно используются в китайской народной медицине.

Активные контрмеры начали реализовываться в 1996 году, после того как амурский тигр был занесен в Красную книгу России. Масштабные программы по всестороннему изучению животных, их сохранению и увеличению территории обитания привели к стабилизации популяции. В 2010 году была утверждена национальная Стратегия сохранения амурского тигра, в рамках которой 2013 году появился специальный Фонд — «Центр «Амурский Тигр», а в 2015 году открылся дальневосточный заповедник «Бикин». В национальных парках тиграм созданы максимально близкие к естественным условия жизни, а специалисты не только отслеживают перемещения хищников с помощью фотоловушек, но и спасают от браконьеров, вакцинируют и лечат больных особей, помогают им адаптироваться. Параллельно с этим ужесточились законы в отношении браконьеров — убийство тигра стало считаться уголовным преступлением, за которое грозит тюремное заключение. Такой комплекс мер позволил остановить вымирание подвида — и даже увеличить популяцию.

Поддерживает инициативу и население: на Дальнем Востоке работают несколько общественных организаций — это люди, которые посвятили не один год своей жизни охране тигров. Также есть группа предотвращения конфликтов с крупными хищниками, которая помогает урегулировать острые моменты, возникающие, если тигр слишком близко подошел к жилому дому. Поддержать амурских тигров могут и интернет-пользователи: WWF и Discovery Channel запустили социальную кампанию в поддержку амурских тигров: она направлена на привлечение внимания общества к проблеме критического сокращения популяции этих хищников. Каждый неравнодушный может помочь спасти тигра, пожертвовав любую сумму на сайте проекта Project C.A.T. Это глобальная инициатива Discovery, Inc. и WWF, направленная на удвоение числа тигров в дикой природе к 2022 году, в рамках которой Discovery уже инвестировала в сохранение 2 млн акров (около 800 тыс. га) земли в Индии и Бутане.

Индийский носорог

Огромный, весом в две с половиной тонны, второй после слона по размерам зверь в Азии — индийский носорог еще несколько столетий назад был широко распространен по всей Южной и Юго-Восточной Азии, на юге Китая и в восточном Иране — встречаются даже упоминания об охоте на носорога в Афганистане. Сегодня их осталось не больше 2 500 особей, которые живут только в южном Пакистане, Восточной Индии и Непале, а также, вероятно, в небольшом количестве представлены на севере Бангладеш. Как практически со всеми вымирающими — или уже вымершими — видами, такое сокращение популяции связано с масштабным промысловым истреблением животных и сокращением их естественной среды обитания.

Особенно остро вопрос о выживании вида встал в XX веке, когда в регионе появились хорошо вооружённые европейские охотники, которые, помимо прочего, широко распространили огнестрельное оружие среди местного населения. Охотники стремились добыть в первую очередь рог животного: во-первых, он был востребован в традиционной медицине, поскольку якобы обладал целебными свойствами, а во-вторых, рукояти для кинжалов, выполненные из рога, пользовались невероятным спросом. На этот процесс накладывались и демографический взрыв в азиатских странах, и вырубка джунглей.

Чтобы дать индийскому носорогу шанс на выживание, активисты взяли практически всю популяцию под особый контроль: почти все представители вида проживают сегодня на строго охраняемых территориях — в дикой природе их почти не осталось. Больше всего этих носорогов сосредоточено в национальном парке Казиранга в Индии — там обитают около 1 600 особей, ещё около шести сотен содержатся в парке Читван в Непале и 300 — в известном пакистанском заповеднике Лал-Сухантра. Несмотря на то, что в таких благоприятных условиях популяция индийских носорогов постепенно увеличивается, в Международной Красной книге животные значатся как уязвимый вид.

Зубр

Зубр считается одним из самых тяжелых наземных млекопитающих Европы: несколько столетий назад встречались особи весом больше тонны, однако со временем они немного помельчали — среднестатистический зубр сегодня весит порядка 850 килограммов. Сильно уменьшилась и популяция этих животных: прежде могучие и сильные зубры населяли Западную, Центральную и Юго-Восточную Европу, а их естественным ареалом были лиственные, хвойные и смешанные леса умеренной полосы. Зубров почитали и оберегали, их изображали на гербах и других геральдических символах, им даже посвящали художественные произведения: так, широко была известна поэма Николая Гусовского «Песнь о мощи, дикости зубра и охоте на него», написанная в 1522 году.

Зубр

Однако зубры, как и многие другие виды, проживавшие в тесном соседстве с людьми, стали жертвой агрессивного наступления цивилизации: браконьерский отстрел, уничтожение лесов и масштабные военные действия, охватившие Европу в начале XX века, привели к тому, что уже к 1920-м годам зубры оказались под угрозой исчезновения. Сильнейший удар по популяции нанесла Первая мировая и годы разрухи после нее. Полностью исчезли все дикие кавказские и равнинные зубры: последний представитель равнинной линии был убит в 1921 году в Беловежской пуще.

Спасти зубра помогла глобальная инициатива польского зоолога Яна Штольцмана: в 1923 году было основано Международное общество охраны зубра. Был реализован масштабный проект по восстановлению дикой популяции из особей, живущих в неволе — к тому моменту в зоопарках и частных владениях оставалось всего несколько десятков животных. Также была создана специальная племенная книга, куда вносилась каждая особь, которой был причислен индивидуальный номер — так было гораздо проще вести учет популяции. Благодаря этим усилиям в 1952 году первые свободные стада были вновь поселены в Беловежской пуще. Сегодня считается, что первая стадия работ по сохранению зубра успешно пройдена: несмотря на статус уязвимого вида по классификации Красной книги, в мире на настоящий момент насчитывается около 6 000 особей. Все они были выращены по уникальным зоозащитным программам и реинтродуцированы на территории Польши, Испании, Белоруссии, Литвы, Латвии, Молдавии, Украины, Словакии и Германии. Многих особей привезли в эти страны из России, где представлена самая большая популяция зубров.

Поделиться с друзьями