Танки есть в армиях почти всех стран мира – кажется, что грозные машины существовали всегда, но на деле современным образцам не исполнилось ещё и века. Как строят боевые вездеходы, кто это делает и что происходит с танком, когда срок его службы заканчивается – расскажет программа «Танки» из цикла «Сделано в России» на Discovery Channel.

№1: Вездеход Пороховщикова

Считается, что прототип первого русского сверхтяжёлого танка придумал сын создателя периодической таблицы элементов, инженер-кораблестроитель Василий Менделеев. Чертежи своего «Бронированного автомобиля», больше похожего на бронированный вагон, Менделеев предоставил военному министерству в 1916 году, когда еще не существовало ни английских, ни французских танков. Проект не был воплощён в жизнь, в отличие от ещё одного танкового прототипа – гусеничного вездехода. Предшественника одноместной маневренной танкетки сконструировал лётчик Александр Пороховщиков, дед знаменитого актёра: он представил вездеход публике на год раньше Менделеева, и его проект признали перспективным, но к 1916 году финансирование свернули.

Власти снова вспомнили о вездеходе год спустя, когда свои танки представили англичане – в русской прессе их называли «лоханями», вольно переводя слово tank. Пороховщиков не остался в стороне: он усовершенствовал своё изобретение, и у модели «Вездеход № 2» было уже не одно, а четыре места для экипажа, многослойная броня и рубка с тремя пулемётами «Максим». Однако и этот проект не был запущен в массовое производство – армейская техническая комиссия сочла его неперспективным, и вплоть до окончания революции страна к танкостроению не возвращалась. Впрочем, есть машина, которая выглядела гораздо более странно, чем вездеход Пороховщикова – изобретение немецких инженеров 30-х годов, двухколёсный круглый бронеавтомобиль «Кугельпанцер». Единственный сохранившийся танк-шар был захвачен советскими войсками в Манчжурии, хранится он в бронетанковом музее в подмосковной Кубинке.

№2: Пантера Второй мировой

«Пантера», или Panzerkampfwagen V Panther, был создан в начале сороковых и стал основным танком Вермахта во Второй мировой войне. В немецкой классификации «Пантера» считалась средним танком, а в советской - тяжёлым. Интересно, что создана она была после того, как немецкие боевые машины потерпели разгромное поражение от самого известного советского танка Т-34. Была немедленно создана комиссия лучших инженеров, в которую, в частности, вошли знаменитый автомобилестроитель Фердинанд Порше и ведущий конструктор Генрих Книпкамп. После подробного изучения захваченных Т-34 фирмы «Даймлер-Бенц» и «МАН» в кратчайшие сроки создали свои версии советского танка.

Модель «Даймлера» была слишком похожа на прототип, и возникло опасение, что на поле боя солдаты Вермахта начнут стрелять по своим же танкам. «МАН» представил более убедительную версию – выше и шире оригинала, с длинноствольным орудием, карбюраторным двигателем и наклонными листами брони. К 1943 году, после полигонных испытаний под Нюрнбергом и в Куммерсдорфе, проект запустили в серийное производство, а на Курской дуге против СССР впервые использовали сразу 200 «Пантер», из которых 160 вышли из строя в первый день, а на девятый их осталось всего сорок три. Недоработки устранили, и вскоре «Пантер» выпускали так много, что «МАН» не справлялся, и к производству подключили сперва «Даймлер-Бенц», а затем ещё ряд других фирм, и всего было собрано свыше шести тысяч танков. Специалисты считают «Пантеру» лучшим немецким танком Второй мировой войны: она не только превосходила своего предшественника «Тигра» по боевым качествам, но и требовала вдвое меньше времени на производство.

№3: «Тридцатьчетвёрка» Кошкина

Из вездехода Пороховщикова, английской «лохани», машины Рыбинского завода, похожего на коробку для ботинок, бронированного трактора «Илья Муромец» и бронеавтомобиля «Гарфорд-Путилов» танки с годами превращались в совершенные боевые машины, подчиняясь прогрессу. Тридцатые годы, эпоха расцвета танкостроения, к началу Великой Отечественной войны обеспечила СССР машинами: у Советского Союза было больше танков, чем у любой другой страны мира. В Красной армии основные тяжёлые танки делили на пять типов: разведывательный Т-37, оперативный БТ, общевойсковой Т-26, танк качественного усиления Т-28 и мощный, особого назначения Т-35. В ходе войны боевые бронированные машины в СССР производили вплоть до 1943 года: функциональный Т-34, маневренный Т-60 и лёгкие Т-70 и Т-80 с усиленной бронёй.

В 1939 году начальник конструкторского бюро завода в Харькове Михаил Кошкин пригнал в Москву образец танка, вписавшего имя инженера в историю – Т-34. Он стал основным для советской армии, как «Пантера» для немецкой, и военачальники возлагали большие надежды на танки Кошкина – в годы Второй Мировой с конвейера сошли более 45 тысяч образцов Т-34. В Харькове делали модели Т-64, на Кировском заводе и в Омске – Т-80 с газотурбинными двигателями. Много работы было у и танкостроителей Нижнего Тагила, где собирали танк Т-72 – одну из самых известных и массовых моделей. Туда же в 1941 году эвакуировали Харьковский завод – город бомбили, и спасение танкового производства в условиях войны стало вопросом жизни и смерти. До конца Великой Отечественной войны Нижний Тагил выпустил десятки тысяч танков Кошкина: каждый второй Т-34 прибыл на поля сражений с «Уралвагонзавода». Создатель легендарного Т-34 Михаил Кошкин не дождался расцвета своего дела, умерев за 9 месяцев до войны: по иронии судьбы конструктор скончался от осложнений простуды, которую подхватил на презентации Т-34 советским властям.

№4: Генеральский «Абрамс»

Большое будущее бронированным боевым машинам предсказал граф Дмитрий Милютин, и последний русский генерал-фельдмаршал оказался прав: со временем танки заняли прочное место в вооружённых силах мира наряду с передвижной артиллерией. Один из самых узнаваемых танков современности – американский M1 «Абрамс» песочного цвета на высоких гусеницах, названный в честь генерала Второй мировой и Вьетнамской войн Крэйтона Абрамса. Гигантские бронированные боевые машины США массой 63 тонны и двигателем в 3,5 тысячи лошадиных сил обладают сокрушительной мощью, но у них есть и значительные недостатки.

«Абрамсы» тяжелы и неповоротливы, а значит, не очень маневренны, к тому же их пушки заряжаются вручную, что тоже снижает скорость танка в бою. Но самый существенный минус – дополнительный двигатель для поворотной башни, из-за которого «Абрамс» можно уничтожить даже пулей: если искра зажжёт топливо в башенном двигателе, экипаж погибнет, потому что танк загорится почти сразу же. Тем не менее «Абрамс», переживший множество модернизаций, не только остаётся основным танком американских сухопутных войск с восьмидесятых годов прошлого века, но и поставляется на экспорт. Они использовались при войне в Персидском заливе, Ираке и Йемене, мощность и масса «Абрамсов» могут отличаться в зависимости от модификаций, которых более двадцати шести, но все они отличаются совершенными прицельными системами и боеприпасами с огромной поражающей силой.

№5: Противоядерный Т-55

Конструкция танков похожа: комбинированная броня, система защиты от оружия массового уничтожения, вооружение, средства наблюдения и прицельные приборы. По классической отечественной компоновке внутреннего пространства двигатель и трансмиссия находятся сзади, а боевое отделение впереди – в израильских и немецких танках, для сравнения, наоборот. Важное значение имеет гусеница: чем меньше соотношение массы машины к площади части, которая соприкасается с землёй, тем выше проходимость танка. В состав сплава броневого корпуса могут входить сталь, керамика, стеклотекстолит, полимеры и обеднённый уран. Основное вооружение – пушка во вращающейся башне, в списке боеприпасов – осколочно-фугасные, бронебойные, кумулятивные, дымовые и корректируемые снаряды. В памятке 1942 года значится, что «основная сила танка в бою — в его мощном огне и стремительной атаке», и это правило актуально до сих пор.

Так было с ещё одним легендарным танком, в документах эпохи СССР его называли «объект 137», а сейчас – Т-54: простой и надёжный средний танк был принят на вооружение армии сразу после Великой Отечественной войны, в 1946 году, и стал удачным для своего времени и довольно популярным танком – его различные вариации выпускали не только в СССР, но и в других странах. В 1958 была разработана его модификация - Т-55 создали из-за растущей угрозы атомной войны, и он стал первым в мире серийным танком с комплексом активной защиты, способным вести бой на участках, заражённых бактериологическим, химическим и ядерным оружием. С момента запуска серийного производства с конвейера сошли более 23 тысяч танков Т-55, которые были применены во множестве локальных конфликтов, в том числе в Афганистане наряду с Т-62 и в ходе современного сирийского конфликта.

№6: Старичок «Челленджер»

Прототипы танков, панцирные машины, появились перед Первой мировой войной в Великобритании, Франции и Германии, а затем трансформировались в бронированные коробки сперва на тракторном, а после на гусеничном ходу. Британский «Челленджер» - ещё один долгожитель отрасли наряду с советскими танками: «Бросающий вызов» был создан в 80-х годах фирмой «Викерс Дефенс Системс» на основе экспортного варианта еще одного британского танка «Чифтен». Танк производили до 1990 года, а в 1993 году на заводах в Ньюкасле и Лидсе «Викерс» начала выпускать «Челленджер-2» - усовершенствованную модификацию первой модели, которую по собственной инициативе разработала ещё в середине восьмидесятых. Год спустя «Челленджер-2» прошёл полевые испытания и был принят на вооружение британской армии.

У «Челленджеров-2» есть инновационные цифровые системы прицеливания от «Дженерал Дайнэмикс», с которыми тренированный экипаж может делать до семи точных выстрелов за минуту. Также в танке имеются средства дневного и ночного наблюдения и нарезные дальнобойные пушки, запас хода составляет почти 500 километров, а их броня может выдержать даже удар кумулятивного снаряда. Как и первые «Челленджеры», вторые тяжелы и неповоротливы, а последняя машина поступила на вооружение более десяти лет назад, однако использовать их планируется до 2035 года. Интересно, что «Челленджером» в мире привыкли называть не британский танк, а космический челнок НАСА, названный, в свою очередь, в честь морского судна семидесятых годов. Как известно, в 1986 году американский шаттл потерпел катастрофу у побережья Флориды – в то же время, когда усовершенствованные «Челленджеры» на гусеничном ходу начали поступать на вооружение британской армии.

№7: Израильская «Колесница»

Название израильского танка «Меркава» в переводе с иврита означает «Колесница», а поводом для его создания – одним из самых интересных в истории танкостроения – стала отмена сделки. После того, как в 1970 году Великобритания отказалась продавать Израилю свои «Чифтены», было решено начать разработку собственной модели танка, и с тех пор гусеничная «Колесница» прошла через четыре этапа модернизации. Пятый вариант «Меркавы» планируется запустить в разработку, оснастить лазерной пушкой и провести испытания в 2020 году, тем не менее и четвёртую модель нельзя назвать несовершенной – так, явным плюсом остается расположение двигателя в передней части для защиты экипажа, а не в задней, как у большинства танков.

Уникальность нынешней версии израильского танка заключается не только в расположении двигателя, но и в дополнительном отсеке с броневой дверью в корме: в этой «кладовой» можно перевозить и раненых, и десант, и боеприпасы, а в случае опасности выйти через неё наружу. По сути, «Меркава» - это гибрид бронетранспортёра, боевой машины пехоты и танка: первого в мире, чьи боеприпасы получили огнеупорную упаковку. Хотя Израиль – довольно маленькая страна, ЦАХАЛ – одна из самых боеспособных армий мира, а по экспорту военной продукции израильтяне уступают только США, России и Германии. Что касается танков, у «Меркавы» высокие оценки профессионалов: в танковом рейтинге агентства Forecast International израильская «Колесница» обошла даже легендарный российский танк Т-90.

№8: «Владимир» - Т-90

Предшественники Т-90, танки Т-72 «Урал», прошли через множество модернизаций и до сих пор используются множеством стран мира. Внешне обе боевые машины похожи, но у Т-90 более мощная башня, которая может выдерживать бронебойные снаряды, есть система лазерного обнаружения ракет и 125-миллиметровая пушка. Танк, названный «Владимир» в честь создавшего его конструктора Владимира Поткина, остается основным боевым танком российской армии, но старые образцы Т-90 постепенно обновляют до модификации Т-90М «Прорыв-3». Производят «Владимиров» на «Уралвагонзаводе» в Нижнем Тагиле, и требования к потенциальным сотрудникам очень высоки: попасть в танковый цех могут только работники со специальным уровнем допуска. Тяжёлые Т-90 там производят уже более 20 лет, и по понятным причинам многие процессы засекречены: тагильчане работают на заводе династиями, передавая секреты мастерства от отца к сыну.

Работать в танковом цехе непросто, но об этом мечтают почти все сотрудники «Уралвагонзавода», в том числе Владимир и Кирилл – главные герои программы «Танки» из цикла «Сделано в России» канала Discovery Channel. Владимир работает давно, хорошо себя зарекомендовал и ждёт повышения, а Кирилл на заводе новичок – пока что его карьера сводится к уборке металлической стружки, но он остаётся верным своей мечте стать танкостроителем. Парни должны были стать конкурентами, но всё изменил Вася: танк с надписью на башне и запиской внутри, в которой экипаж просил не уничтожать героическую машину, а привести ее в порядок. Удастся ли это сделать и какую роль в судьбе Васи сыграют Кирилл и Владимир, расскажет программа «Танки», которая приоткроет завесу тайны над одним из самых секретных производств России.

№9: «Леклерк» французской армии

Танков в современном понимании у русских не было до тех пор, пока в ходе Гражданской войны под Одессой не было захвачено несколько лёгких французских машин Renault FT-17. Их привезли на Сормовский судостроительный завод, и нижегородцы, изучив образцы до последнего винта, создали серию «Русских Рено», почти в точности повторявших оригинал. Сейчас российским танкостроителям уже нет нужды заимствовать идеи зарубежных коллег: прогресс не стоит на месте, и некоторые модификации танков намного превосходят по отдельным параметрам иностранные аналоги. Французским конструкторам тоже есть чем гордиться: их основной боевой танк AMX-56 «Леклерк» был самым дорогим в мире, пока не появились японский «Тип-10» и «К2: Чёрная пантера» Южной Кореи, но до сих пор AMX-56 остаётся одним из самых совершенных танков.

На вооружении сухопутных войск Франции приняты более 400 «Леклерков», и ещё больше 380 – в армии Арабских Эмиратов, которые оказывали разработчикам финансовую помощь с целью дальнейших закупок. Как и американский «Абрамс», «Леклерк» назван в честь генерала Второй мировой войны: маршал Франции, граф Филипп де Отклок, взял псевдоним в память о военачальнике XVIII века, дивизионном генерале Шарле Леклерке. Преемственность наблюдается и у Леклерков-машин: когда в середине семидесятых устарел AMX-30, его лучшие характеристики были учтены при реализации нацпроекта по созданию «Леклерка». С 1986 по 2004 танк выдержал десять модификаций, а последние два года продолжается очередная программа модернизации, благодаря которой Франция сможет держать свои «Леклерки» в строю до 2040 года. Особенность модели AMX-56 заключается в усиленной системе защиты, которая успешно совмещается с массой, небольшой по сравнению с большинством зарубежных аналогов – в частности, израильской «Меркавой» и немецким «Леопардом-2».

№10: Непобедимая «Армата»

Танкостроители «Уралвагонзавода» с честью выдерживают испытание и временем, и кризисом: в 2015 году на параде в честь 70-летия Победы в Москве был представлен новый российский танк Т-14 на базе универсальной боевой платформы «Армата», который вполне можно назвать непобедимым. Все недостатки танкостроения в этой модели учтены, а достоинства усовершенствованы: максимальную защиту экипажа обеспечивает не только броня, а ещё и отдельная внутренняя капсула, орудиями можно управлять дистанционно, а боекомплект заключен в отдельный модуль. При этом он включает в себя не только стандартное оружие, но и управляемые ракеты «земля–земля» и «земля-воздух». Французский «Леклерк», обгоняющий по лёгкости танки многих стран, проигрывает Т-14, который легче всех существующих боевых машин почти на 30 тонн.

Армата

Танк на платформе «Армата» может разогнаться до 90 километров в час, но высокая для таких машин скорость нужна не для побега от противника. Поразить Т-14 вряд ли получится: система защиты «Афганит» засечёт любой снаряд за двадцать метров до цели и тут же уничтожит, а все внутренние приборы танка сконструированы с учетом новейших технологий. Планируется, что к 2020 году в российскую армию поступит уже более двух тысяч Т-14, а со временем танк на платформе «Армата» станет основным боевым танком, как когда-то Т-34 и Т-90 сейчас. Это не единственное обновление, которое ждет вооруженные силы страны - в 2015 году тагильчане не только вывели на парад танк Т-14 на «Армате», но и презентовали платформу «Курганец-25». Её тоже делают на Урале и планируют применять для боевых машин пехоты, гусеничных БТР и противотанковых орудийных установок.

Поделиться с друзьями